Клеопатра (1963)

Клеопатра (1963)Любителям хорошего кина этот фильм смотреть не стоит. А для исследователей истории кинематографа  этот неудачный четырёхчасовой пеплум – подарок.

Для справки. Пеплум – жанр кинематографа в котором красивошно показаны глобальные исторические события.  Атрибуты пеплума – яркие костюмы, масштабные батальные сцены, колоссальная архитектура. Как правило, в пеплуме действие происходит в стародавние времена:  почти в мифическую эпоху. У  режиссёра простор для безудержной фантазии.  Наглядные  примеры современных пеплумов – фильм про осаду города Троя, про завоевания Александра Македонского, про триста спартанцев.

Пеплум, как жанр появился в середине 20 века. Уже тогда не стеснялись снимать всякую бредятину про похождения Геракла и всякую фигню про гладиаторов и императоров. На масштабное красивое зрелище публика ломилась, как дурная. Несуразные сюжеты отпугивали только профессиональных историков. На кассовых сборах это не отражалось.

 

В 1959 году голливудская студия XX Century Fox задумала снять мега-пеплум про секс-символ древнего мира – про царицу Клеопатру. Сценария к фильму не было. Нафига заморачиваться? Пусть пляшут полуголые бабы, да бегают туда-сюда толпы мужиков с мечами. Шаблоны жанра будут соблюдены. Прибыль гарантирована. На роль Клеопатры для пущей надёжности пригласили красотку Элизабет Тейлор. Та почитала предварительные наброски сценария. Хмыкнула и отказалась, мол, в такой фигне буду сниматься только за миллион долларов. Продюсеры тяжело вздохнули, но предложили миллион. Элизабет ещё раз вздохнула, но взяла деньги…

 

С самого начала производства фильма продюсеры показали себя  редкостными долбоёбами. Что бы сэкономить на производстве они перенесли съёмки из Голливуда в Италию. Там в районе Рима уже стояли масштабные декорации, оставшиеся после съёмки пеплумов «Бен-гур» и «Лоуренс Аравийский».  Но горе-продюсеры не учли, что летом 1960 года в Риме начались Олимпийские игры. Все гостиницы заняты, технический персонал нанять негде. Съёмочная кавалькада перекочевала в Лондон. Там было поспокойней. Съёмки начались первого сентября 1960 года. Расходы на производство фильма к тому времени уже достигли 6 миллионов долларов. При этом начальный бюджет планировался в размере 3 миллионов.

 

Проюдсеры занервничали. Ещё ни одного кадра будущего фильма не сняли, а уже вдвое превысили бюджет. К слову, сценария так до сих пор и нет. Надо бы его организовать. Сценаристы один за другим отказываются писать сценарий. На создание полноценного сценария требуется, как минимум пол-года. Но продюсерам сценарий нужен ещё вчера. Впопыхах работать не хочет ни один уважающий себя сценарист. Впрочем, нашёлся один экстремал Наннали Джонсон. Он написал 75- страничный сценарий первой части картины, который оказался впоследствии невостребованным. Продюсеры ещё раз лихо выбросили на ветер деньги и съёмочное время. А что без сценария должны шить костюмеры? Что должны строить декораторы? Пусть пока отдохнут. Но зарплату им платить надо. Отдыхают. А бюджет фильма стремительно тает. На съёмочной площадке актёры занимаются исключительно импровизацией.

К началу  1961 года после двух лет производства фильма продюсеры имели 12 минут отснятого материала  более-менее пригодных для монтажа фильма. Нервничают все. Руководство киностудии, которое заплатило за эти 12 минут много миллионов, сами продюсеры и нервничает режиссёр, которому не дают сценарий и не дают нормально работать. Вот его-то и решили экстренно поменять. Пригласили нового режиссёра, который в этом бардаке работать отказался. Тем более он не захотел исправлять ошибки предыдущего режиссёра. Новому режиссёру предложили миллион и он согласился продолжить работу над фильмом.

 

Летом 1961 года съёмки начали заново. Те удачные 12 минут фильма, которые уже были сделаны, выкинули нафиг. Для продложения съёмок снова требуются деньги.

Кинокомпании пришлось раскошелиться ещё на три миллиона. Что бы достать их, киностудия 20 век Фокс урезала бюджеты остальных фильмов, которые находились у неё в производстве. Из фильма начали разбегаться актёры. У многих уже истёк срок контракта. Режиссёру пришлось проводить новые кастинги и формировать новый коллектив. На это почти целиком ушли три  миллиона дополнительного финансирования.

Но худо-бедно начались съёмки. Продолжили работать в Европе. Олимпиада в Риме закончилась. Съёмочная группа вновь поехала в Рим.

Работали не так, что бы с огоньком. Но старательно. Все устали от этих изнурительных съёмок. Чёрная полоса не закончилась.  Однажды съёмочную площадку равняли бульдозером – возводили какое-то древнеримское укрепление. Бульдозер наехал на мину, уцелевшую со времён Второй мировой войны. Мина рванула под гусеницей. Один человек погиб, несколько получили ранения. Режиссёр окончательно перешёл на психотропные препараты. Заканчивал фильм он уже в инвалидном кресле и после съёмок лечил зависимость от психотропных средств.

 

Клеопатра продолжала пожирать деньги киностудии. Летом 1962 года. Киностудия свернула производство всех других своих фильмов. В работе осталась только Клеопатра. Студия оказалась на грани банкротства. Проводила массовые увольнения и распродавала активы.

Сменили президента кинокомпании. Назначили нового. Тот первым делом решил уволить продюсера, который неумелым администрированием «утопил» Клеопатру. Тот просил не прогонять его, а дать завершить съёмки. Обещал работать бесплатно. Новый президент с ужасом отверг это предложение. Если горе-продюсер за гонорары так херово работает, то что же он наворотит забесплатно?!

Режиссёру поставили ультиматум, он должен немедленно завершить фильм, потому как финансирование прекращается. Режиссёр спешно кое-как  доснимает, что получается и делает черновой монтаж фильма. Получается тяжеловесное неудобоваримое пятичасовое зрелище. Зрителя на него не заманить даже медовым калачом.

 

Спасти фильм теперь может только умелый утончённый маркетинг. Задолго до выхода Клеопатры в прокат в американской прессе разгорелся публичный скандал. Президент киностудии обвинил в плохой работе режиссёра, того самого, который уже в инвалидном кресле. «Как так?! Потратил 40 миллионов долларов, и снял такое дилетантское кино?!» — Гневно вопрошал президент. Режиссёр отплёвывлся как мог. В результате «Клеопатру» доделывал уже третий режиссёр — сам президент кинокомпании.

Зимой 1962 года съёмки завершили. Президент  киностудии, хлебнув режиссёрской доли, публично извинился перед уволенным им режиссёром. Они помирились. Это был ещё один элемент маркетинговой многоходовки. Публика уже активно интересовалась, что ж там за фильм такой, из-за которого весь сыр-бор.

 

А в марте 1963 года началась настоящая маркетинговая атака. Произошло много неинтересных малозначительных событий. Но своим количеством они вызвали у публики ажиотажный интерес к фильму. Публика с нетерпением ждала, когда же премьера?

 

Премьера состоялась 12 июня 1963 года. В зале присутствовали все три режиссёра, которые приложили руку к фильму. Исполнители главных ролей на премьеру не явились. «Клеопатра» их достала. Полная прокатная версия фильма длится 243 минуты (4часа). В широкий прокат пошёл укороченный вариант 217 минут. А для самых неусидчивых зрителей выпустили совсем коротенький вариант 192 минуты (три с лишним часа).

Но как фильм не урезай, он всё равно оказывался скучным. Фильм не окупил себя в американском прокате. Ситуация немного улучшилась после мирового проката. И только спустя четыре года Клеопатра окупилась полностью. Больших прибылей создателям она не принесла. Славы тоже.

 

Фильм Клеопатра считается фильмом, который похоронил Пеплум, как жанр. Но в действительности он ознаменовал собой закат этого жанра. В нём демонстративно собралось всё плохое, что было в этом жанре.  Отсутствие внятного сюжета, желание поскорее срубить бабла, отказ от драматургии  ради красивой картинки, чрезмерная затянутость  красивых, но бессмысленных сцен.

 

Существует легенда, будто полная режиссёрская версия фильма длится не 4 часа, а шесть часов. Но эту версию якобы уничтожили, как коммерчески бесперспективную.

 

Любопытные могут посмотреть Клеопатру.

 

1963

США

в гл. роли: Элизабет Тейлор

тайминг: 243 мин