АССА

АссаЯ этот фильм посмотрел поздно. Через 34 года после премьеры.  И он стал для меня культурным открытием. Многое из реальности позднего СССР я уже  забыл. Поэтому  смотрел свежим взглядом на другую страну, на другую эпоху. Смотрел и наслаждался с наивностью неискушённого зрителя.  А уж, песня «Мы ждём перемен» в исполнении Виктора Цоя, произвела впечатление музыкальной бомбы. Несмотря на то, что я под эту песню вырос и повзрослел.

По сюжету это криминальная мелодрама. Молодой рок-музыкант пытается завоевать девушку. Но не подозревает, что она – подруга криминального авторитета. Возникает мужской конфликт между миролюбивой молодостью и агрессивной зрелостью.

Действие фильма разворачивается в позднем СССР. Время, когда появляется первая организованная преступность, первые богатые люди и происходит общая деформация общества. Официанты выслуживаются ради чаевых, талантливые музыканты кривляются по кабакам, ублажая пьяную публику. Да и в целом, деньги постепенно вытесняет из общества остальные ценности. Фильм наглядно показывает, как это происходило.

 

А феерическое появление в кадре Виктор Цоя на последних минутах фильма подводит жирую черту. Мол, вот они перемены, но не все их хотят. Вернее, хотят, но не таких.

 

 

Почему асса?

«АССА!» — это боевой клич питерской рок-тусовки. Под этот клич исполнял свои песни Цой в легендарной котельной «Камчатка», под крик «АССА!» выходил на первую публику БГ, ну и прочие музыканты.

Фильм густо наполнен музыкой из 80-х. От непонятного андеграунда до жизнерадостной  Жанны Агузаровой.

Музыка стал символом перемены, символом слома эпохи, символом умирания страны.  Второй символ – засыпанный снегом курортный Крым. Под снегом жизнь остановилась, жизнь меняется.

 

Фильм простой и непритязательный. Но благодаря атмосфере и музыки я смотрел с удовольствием и интересом. Не хочу вдаваться в подробности, но он перекликается с другим фильмом той же эпохи – «Игла»

 

 

СССР

1987

Реж. Сергей Соловьёв

Тайминг 153 мин