Амадей (1984)

Амадей (1984)Фильм заявлен, как биография Моцарта. Брешут. Это просто красивая яркая история, выдуманная  по мотивам исторических событий. Достоверных фактов в фильме немного. Но всё-равно смотришь с  интересом. Потому как красиво и увлекательно.

В 18 веке жил такой крутой итальянский композитор – Антонио Сальери. Он много сделал для развития и популяризации классической музыки. Научил композиторскому ремеслу лучших композиторов своего времени Бетховена, Шуберта, Листа. Сальери в славе и почёте дожил до глубоких седин. В старости он сошёл с ума. И в частых припадках безумия постоянно говорил, будто убил Моцарта. Такова реальная историческая канва, которая легла в основу фильма. В действительности Сальери  не убивал Моцарта. Но в истории осталась легенда, будто лишённый таланта Сальери из зависти отравил гениального Моцарта.

Вернёмся к фильму.

Фильм получился очень красивый. Даже грязь зимних венских улочек и обстановка в психической лечебнице, где лечится Сальери, изображены очень живописно. И всё остальное —  оперный театр, дворец австрийского императора тоже радуют глаз.

В фильме трудно определить главного героя. Возможно, это Моцарт – гениальный самородок, который сыплет искромётными мелодиями как из рога Изобилия.

Но Антонио Сальери более  первостепенный персонаж. Влюблённый в музыку, он всю жизнь положил на то, чтобы изучать её, изучать законы гармонии и продвигать музыку в народ. Сальери – трудяга, который всю жизнь напряжённо вкалывает, чтобы формировать и создавать оперу, как вид искусства. И тут приходит малолетний выскочка Моцарт. Он играючи без видимых усилий сочиняет мелодии. Делает это совершенно хамским образом.  Может демонстративно пердануть во время исполнения. Всё то, чего Сальери добился тяжелейшим трудом, Моцарт не воспринимает всерьёз. Для него музыка – это игрушка-погремушка, с помощью которой он развлекается и устраивает цирковые номера для окружающих.

Вот здесь и кроется основной конфликт. Благоговение перед музыкой одного и хамское фиглярство другого композитора.

 

В фильме можно чётко проследить параллели как складываются профессиональные карьеры этих двух композиторов.  Заслуженный успех и прижизненная слава трудяги Сальери и яркая, но бесславная карьерка гениального Моцарта.

На мой зрительский взгляд  этот фильм, в первую очередь посвящён Антонио Сальери.  Этому интереснейшему персонажу в истории мировой музыкальной культуры. А Моцарт здесь всего-навсего контрастный фон, на котором чётче  проступает жизнь и творчество Сальери.

 

Да, ещё в фильме интересно  показано развитие немецкой культуры. Австрийский император всеми силами пытается привить на немецкой почве высокое музыкальное искусство и пытается вырастить из него  своё самобытное немецкое. Поэтому Моцарт для него находка. На фоне вездесущих итальянских композиторов Моцарт выглядит как первый росток национальной немецкой музыки. И именно ему император поручает написать первую оперу на немецком языке. Невиданно дело. Раньше оперы исполнялись только на итальянском. И анархист Моцарт без ложной робости пишет оперу на национальном языке. И это была революция. Революция в массовой культуре 18 века.

 

1984

Франция

Реж. Милош Форман

Тайминг: 153 мин.