Одноимённый роман Виктора Гюго имеет историческую и культурную ценность. Но его литературные достоинства вызывают у меня сомнения. Эту экранизацию есть смысл смотреть только для того, что бы, как минимум, ознакомиться с популярным сюжетом. А сюжет, увы, простенький. Зато поучительный.
Роман «Собор Парижской Богоматери» написан тяжёлым языком. Читать его — словно глиняный пласт ворочать. Ценность этой книги заключается в том, что её считают чуть ли не основоположником жанра исторического романа. Кроме того надо учитывать, что Гюго написал книгу с целью защитить исторический памятник – Нотр-Дам де Пари от сноса или реконструкции. Отсюда длительные витиеватые описания потемневших от времени стен, таинственных закоулков и прочей архитектурной романтики. А сюжет изначально задумывался как нечто вторичное и малозначительное. Главное, чтобы происходил кроваво-романтический экшен на фоне собора. И экшен происходит. Безродная тупоголовая девица Эсмеральда поочерёдно влюбляет в себя бездомного писателя, священника, дворянина и урода-горбуна. Жизнь оборачивается так, что девица попадает под суд и получает смертный приговор. И только урод-горбун, который даже разговаривать толком не умеет – единственный из четвёрки – кто пытается спасти девушку от виселицы. Ну, типа, его любовь настоящая, а сердце — золотое.
Вот такая мелодрама. К чести режиссёра надо сказать, что он хирургически точно отрезал от сюжета всё лишнее и оставил только этот любовный многогранник. Например, убрал историю с происхождением Эсмеральды. В фильме нет чудесного амулета, который якобы должен действовать до тех пор, пока Эсмеральда сохраняет девственность. Режиссёр убрал другие малозначительные детали.
Но зато в кадре изобильно присутствует сам Нотр-Дам. Его каменные гаругульи, парапет на крыше, колокольня, кельи, каменные орнаменты. Этот собор, действительно, интересен и прекрасен. На него смотреть интереснее, чем на все ритуальные пляски вокруг сексуальной Эсмеральды.
1956
Франция
В гл роли: Джина Лоллобриджида
Тайминг: 115 мин